20 Дек 2018 23:50

Современная режиссура

Праздники цвета и света С совершенствованием электротехнической промышленности светотехника прочно вошла в арсенал выразительных средств оформления массовых праздников уже в конце XIX века. Искусство света с каждым годом все боле активизировало функцию художественной организации праздничной среды и позволяло продлевать жизнь праздника в вечернее и ночное время. Сегодня, как никогда, возросла материально-техническая база «индустрии развлечений». Достижения осветительной техники, электроакустики, оптики и лазерной техники позволяют находить невероятные по эффекту приемы светозвукового «оформления» массовых представлений. Цветомузыка — несомненно, специфическое средство художественной выразительности. Цвет и музыка способны наполнить «праздничное пространство» самым широким эмоционально-образным содержанием, сделать праздник серьезно-торжественным или карнавально-радостным. Цветомузыка тяготеет к зрелищным формам. Она заполняет огромное пространство своей зрелищностью, мобильно «завораживает» одновременно тысячи людей. Эволюция цветомузыки предопределена главным условием — сближением цвета и света с образной и содержательной структурой искусства. Этому служит союз слова, музыки, цвета и действия, контакт изобразительных и выразительных искусств. Для светового оформления праздничной среды сегодня используются достижения современной светотехники и электроники. Искусство «световой иллюминации» средствами новейшей светотехники не просто продлевает жизнь массовым представлениям, а наделяет ее неповторимой зрелищностью, создает качественно новый образ, возможный только при искусственном свете. Но режиссер при организации пространства должен учитывать и уметь использовать не только искусственное освещение, но и естественное освещение местности: солнце, луну, звезды. Так например, на карнавале в Сочи, который проходил днем в одном из эпизодов действовали «солнечные зайчики». Это были дети в соответствующих костюмах с карманными зеркальцами в руках. Поймав лучи солнца, они по команде ярко освещали находившуюся до этого в тени Гелию — богиню солнца. А в «Артеке» начало представления было точно приурочено к моменту восхода луны. И когда девочка взмахнула жезлом, из-за Медведь-горы появился огромный багровый диск луны. Пока все участники представления, возглавляемые маленьким тамбурмажором, маршировали в прологе, луна медленно и торжественно выкатывалась в небо, дополняя и усиливая построение и атмосферу представления. Наиболее современным и зрелищным световым искусством является лазерное шоу, помогающее режиссеру организовать, создать оформленное праздничное действие. По сути, лазерная графика — это лазерная анимация, где экраном может служить киноэкран, стена дома, арена цирка, ледовая площадь, водопад, низкая облачность, вертикальная скала. Существуют разные способы использования лазера, такие как лазерная декорация, лазерная скульптура, лазерная реклама. В последние годы, особую популярность среди режиссеров-постановщиков занимает 3D mapping. Проекционный мэппинг первоначально получил свою важность через экстравагантные рекламные кампании. Крупные корпорации, такие как Nokia, Samsung, BMW, используют видеопроекции для создания рекламных кампаний своих продуктов в мегаполисах по всему миру. Эти рекламные кампании зачастую используют мэппинговые технологии для проецирования изображения на фасады зданий. Проекционный мэппинг также может быть интерактивным, например, картографический сервис Nokia Ovi Maps создал проект, в котором проекционное изображение повторяло движения людей. Фестиваль в Леоне с недавнего времени начал использовать 3D-мэппинг в своих проектах, создавая иллюзию огромного игрового автомата на одной из стен здания. Зачастую техника этих выступлений включает в себя как 3D-мэппинг, так и 3D-проекции, для того чтобы создать иллюзию глубины и движения, как, например, распадающиеся здания. Видеомэппинг можно классифицировать по объектам, на которые осуществляется проекция. — Архитектурный видеомэппинг — 3D-проекция на фасад или стену здания, мост, башню, а также на сложный объект (самолёт, корабль и т.д.). — Интерьерный видеомэппинг — проецирование внутри помещения на стену, пол и потолок, позволяющее создавать интересные иллюзорные интерьерные решения. — Проекция на малые объекты — когда в качестве объекта проецирования используются небольшие объекты или какие-то элементы большого объекта. Например, создание иллюзии вращающегося колеса автомобиля, хотя сам автомобиль стоит на месте, проекция на музыкальные инструменты, на свадебное платье, а также торт, и другие. — Ландшафтный видеомэппинг может осуществляться на природные объекты, горы или деревья. — Интерактивный видеомэппинг — не только самый молодой, но и самый перспективный вид 3D мэппинга (наряду с архитектурным), уникальной особенностью которого является отведение человеку главной действующей роли за счёт наличия интерактивной составляющей. Именно активные действия человека активируют интерактивную проекцию. Продукты интерактивного видеомэппинга — интерактивный стол, интерактивный пол, интерактивная доска и другие. В последнее время активно развивается видеомэппинг на человеческое лицо (Facial Projection Mapping), который в скором времени может быть выделен в самостоятельный вид (пока его относят к проекции на малые объекты). Таким образом перед современными режиссерами находится огромное разнообразие технических выразительных средств, но главное, чтобы в погоне за «красивой картинкой» мы не забывали о идейно-тематической составляющей праздника. Многообразие форм и видов праздничных действ в современной зрелищной культуре Сегодня, в крупных регионах России, праздничное действо получило новые формы и отражается в таких театрально-зрелищных формах, как перформанс, инсталляция, акция, хэппенинг, уличный театр, шоу-программа, световые представления. Праздничные механизмы используются при проведении массовых корпоративных мероприятий, исторических реконструкций, рекламе и политических акаций. Корни хэппенинга (от английского happening — случающееся, происходящее) или перформанса (от англ. performance— представление) лежат в римских публичных действах, средневековых ярмарках, карнавалах, версальских зрелищах, петровских ассмаблеях, ритуальных, обрядовых действиях, изготовлении графических, живописных, скульптурных образов и знаков«. Перформанс В художественном творчестве перформансу предшествовали «живые картины». В начале прошлого века «будетляне» (братья Бурлюки, Гончарова, Ларионов и другие), раскрасив лица, отправлялись гулять по улицам. Дадаисты устраивали на улицах и в кабаках перформансы — скандалы, в которых полиции отводилась немаловажная роль как соавтора действа. Но окончательно форма перформанса сложилась в акциях представителей концептуального искусства в 1960-1970 гг. Перформанс — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, художник и отношение художника и зрителя. В этом — отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение предстает выставленным объектом«. Иногда перформансом называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и т. п. Однако в современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства, наследующим традицию изобразительного искусства. Впервые слово перформанс было применено к своему произведению-действию композитором Дж. Кейджем в 1952 году, исполнившим на сцене «4’33»" (4 минуты 33 секунды тишины). В афише этого концерта значилось — перформанс. Перформанс стоит ближе к поэтическому чтению и исполнению музыкального произведения, и может быть определен как публичный жест (физический, словесный, поведенческий, социальный и т.д.). В России с 1970-х годов перформанс стал модным увлечением в художественной среде. Возможность использования всех доступных пластических форм, синтетический характер этой формы искусства привлекали в художественной среде многих на том или ином этапе. Флеш-моб Одной из форм современного перформанса можно назвать флеш-моб. Флешмоб (от англ. flash mob; flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий), и затем расходятся. Основные принципы флешмоба: 1. спонтанность в широком смысле; 2. отсутствие централизованного руководства, избранного командира; 3. отсутствие каких-либо политических, финансовых или рекламных целей; 4. деперсонификация — участники флешмоба (в идеале это абсолютно незнакомые люди) во время акции не должны никак показывать, что их что-то связывает; 5. отказ от освещения флешмоба в СМИ«. Флешмоб рассчитан на случайных зрителей, вызывая смешанные чувства непонимания, интереса и даже участия. Первый флешмоб прошел в Нью-Йорке в мае 2003, после чего это движение начало стремительно набирать популярность во всем мире. «Дримфлеш» — традиционный флешмоб с мыльными пузырями и с элементами костюмированного шоу, прошедший во многих городах России 12 апреля 2010 года. Самый яркий флешмоб получился на на Старом Арбате — там собралось несколько тысяч человек, чтобы пускать мыльные пузыри, бесплатно обниматься, вспоминать детство, удивлять прохожих — словом, дарить себе и другим хорошее настроение. Бой подушками — один из самых популярных в мире флэшмобов. До поля боя — популярного места какого-нибудь крупного города, участники флэшмоба добираются, спрятав подушки. В момент «икс» простые жители открывают рот от удивления при виде следующей картины: сотни, а порой и тысячи людей из ниоткуда достают подушки и начинают ими лупить друг друга. Для акции флэшмоба самое главное эффект одновременности и внезапности. Для сторонних людей флэшмоберы появляются неожиданно и также исчезают. То есть, как бы, на несколько минут человек выпадает из реальности и попадает в другую, созданную участниками акции. Сущность акции флешмоба состоит в том, что в определенное время в определенном месте внезапно, как бы случайно, возникает толпа. Затем толпа выполняет заранее оговоренный план действий, чаще всего абсурдный и странный. После этого толпа исчезает так же быстро, как и появилась. При этом флешмоб, как и полагается перформансу, не должен иметь никакой идеологической, религиозной, коммерческой и др. окраски. Хэппенинг Хэппенинг форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, четкого сценария. Одна из задач хэппенинга — преодоление границ между художником и зрителем. Идея хэппенинга тесно связана с принципом активного зрительского участия и часто подразумевает постановочные демонстрации в целях социально-политической пропаганды. Хэппенинг — это скорее спровоцированное, а не организованное действие, в которое инициаторы обязательно вовлекают и зрителей. В отличие от него в перформансе доминирует сам художник или специальные статисты. Они представляют публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами. Но и перформанс, и хэппенинг — это представление, цель которого для зрителя до некоторой степени тайна, захватывающая его более чем что-либо. Световое представление Совершенно новым, отличительным видом праздничного зрелища является световое или же лазерное шоу. Как правило такое зрелище сопровождается музыкальным оформлением, исполняемым в живую, либо же музыкальной фонограммой. Для световых шоу характерно отсутствие непосрдественых актеров-участников праздника. Либо же количество исполнителей сведено к минимуму. Сюжет в таком шоу часто отсутствует. Его заменяет картинка — зримый эмоциональный образ, воспроизводимый, с помощью световых лучей. Современная праздничная культура не стоит на месте, она идет по пути прогресса, осваивая новые виды и формы. Праздник выходит на улицу. Новые виды праздничных действ ставят в фундаментальную основу — потрясение зрителя, способствующее для дальнейшего размышления. Изучив и проанализировав многообразие форм и видов праздничных действ, мы можем прийти к выводу, что современная праздничная культура вышла на новый виток своего развития. Праздник приобрел совершенно новые черты, несвойственные для его классического понимания. Формируются новые виды праздничных действ в современном социокультурном пространстве. Праздник выходит на новый уровень — уровень формы. Но в тоже время, с созданием новых форм, все больше и больше к праздничной культуре привлекается именно молодого поколения, жаждущего экспериментов.

БГЦНТ
Дата последнего изменения: 20 Дек 2018 23:53